В Греции в эти дни отмечают важную дату — 200 лет с начала национально-освободительной революции. Наша страна имеет к тем событиям прямое отношение. Независимость от Османской империи греки получили во многом благодаря России. Об этом хорошо помнят. Потому российская делегация во главе с Михаилом Мишустиным — почетный гость.
Еще недавно казалось, что визит главы иностранного правительства не может начаться с такого приветствия на красной ковровой дорожке, а теперь это выглядит естественно — коронавирус даже на дипломатический протокол повлиял. Сразу из аэропорта Михаил Мишустин направляется на переговоры с главой кабинета министров Греции, чтобы обсудить «актуальные вопросы двустороннего сотрудничества». За этой стандартной формулировкой кроется нестандартная ситуация. Из-за коронавирусных ограничений товарооборот между странами предсказуемо сократился. Это не устраивает ни Россию, ни Грецию.
«В прошлом году взаимная торговля снизилась более чем на треть, есть неиспользованные возможности в сфере инвестиций, — мы подробно об этом поговорили, и обсудили направления, в которых будем работать. Больше всех пострадал, конечно, туризм. Греческие власти постепенно открывают границы для путешественников, но главное, чтобы это было безопасно для здоровья людей, и мы тоже поговорили о том, как такие пути найти», — сообщил Михаил Мишустин.
Несколько дней назад греки увеличили в восемь раз квоту для российских туристов. Теперь каждую неделю в Грецию могут въезжать не 500 россиян, а 4 000. А с 14 мая въехать в страну можно не только с отрицательным ПЦР, но и с сертификатом о вакцинации, переведенном на русский язык.
Коронавирусная ситуация непростая. Накануне более трех с половиной тысяч новых выявленных случаев — так много за сутки здесь еще не было. Закрыто практически все. Греция, как и вся Европа, переживает сейчас новую волну пандемии. В Афинах строгий масочный режим, даже на улице маска обязательна, штраф — 300 евро. Действует комендантский час — с 21 до 5 утра находиться на улице запрещено.
Впрочем, вопросами туризма российско-греческое сотрудничество, конечно же, не исчерпывается. Афины хотят расширять его, несмотря на установки из Брюсселя.
«Греция является членом Евросоюза и НАТО, что определяет и основы внешней политики нашего государства. Одновременно мы признаем в лице России значительную составляющую архитектуры европейской безопасности, которая, без сомнений, должна основываться на отношениях сотрудничества, а не антагонизма», — отметил премьер-министр правительства Греции Кириакос Мицотакис.
На прощание главы правительств России и Греции протянули друг другу кулаки, и это не признак антагонизма.
О развитии сотрудничества шла речь и на переговорах Михаила Мишустина с президентом Кипра.
«К сожалению, коронавирус внес свои коррективы, поэтому более чем на половину упал объем торговли в наших взаимных отношениях. Мы постараемся выправить эту ситуацию в торговле, наращивать сотрудничество в сферах туризма, образования, информационных технологий и расширять инвестиционное взаимодействие», — сказал премьер-министр России.
«Хотел бы поблагодарить вас за принципиальную позицию России по урегулированию кипрской проблемы. Ваша позиция основывается на том, что нужно следовать резолюциям ООН», — подчеркнул президент Кипра Никос Анастасиадис.
«Золотую медаль почета города Афины» вручают за особые заслуги перед Грецией. Ею награждают глав государств и правительств, королевских особ. Владимир Путин, например, получил ее в 2001 году. Михаил Мишустин — сегодня.
В целом же визит Михаила Мишустина в Грецию одновременно и рабочий, и церемониальный. У премьер-министра России, с одной стороны, деловые переговоры, а с другой — участие в торжествах по случаю 200-летия начала революции в Греции, страна стала независимой от Турции, под властью которой была четыре века.
Россия — почетный гость на этом празднике. Потому что российские греки активно участвовали в революции, а русские моряки, разбив турецкий флот в Наваринском сражении, сделали независимость Греции неизбежной. Греки помнят об этом и благодарны. Россия, кстати, стала первой страной, которая признала новое греческое государство.