Греки, пытающиеся купить легковой автомобиль — новый или подержанный, — сталкиваются с множеством налоговых обременений, которые трудно встретить в других европейских странах: НДС 24%, специальный налог на регистрацию, дорожные сборы, а также налог на роскошь.
Все эти факторы формируют налоговую структуру, которая делает приобретение и содержание легкового автомобиля дорогостоящим делом, особенно для автомобилей высокой ценовой категории.
Конечная стоимость нового автомобиля может быть на 50% выше его чистой стоимости, а в случае роскошных моделей стоимостью более 150 000 евро общая нагрузка превышает даже 80% из-за высоких ставок налога на роскошь.
Разница в подходах интересна как с политической, так и с моральной точки зрения. Трамп утверждает, что он наказывает автомобили, производимые за пределами США, чтобы поддержать национальное производство. В Греции же государство налогово обременяет своих граждан независимо от того, покупают ли они немецкий, японский или французский автомобиль — даже электрический, который теперь облагается только НДС.
Тем не менее на малые и средние автомобили греческий рынок предлагает конкурентоспособные или даже более низкие цены по сравнению с другими странами ЕС. Это связано с тем, что производители значительно снизили свою маржу прибыли в Греции, пытаясь сохранить высокий уровень продаж и улучшить свои европейские показатели. Таким образом такие модели, как Renault Clio, Toyota Yaris или Citroën C3 продаются в нашей стране по особенно привлекательным ценам — иногда даже ниже цен в странах их производства.
«Наказание» за владение автомобилем
Однако настоящая проблема возникает, когда автомобиль переходит в собственность покупателя. Здесь начинается вторая фаза обременения: дорожные сборы, налоговые нормы на уровень жизни и налог на роскошь для автомобилей объемом более 1929 кубических сантиметров. Хотя этот налог касается объема двигателя, он второстепенен и в основном касается владения, а не покупки. Напротив, большие налоги, которые делают покупку автомобиля дорогой — такие как налог на регистрацию и НДС — рассчитываются на основе стоимости автомобиля, а не по объему двигателя.
Чем дороже автомобиль, тем больше общая налоговая нагрузка. Так объясняется, почему для автомобилей высокого класса конечная стоимость может значительно превышать чистую цену автомобиля.
В то же время рынок подержанных автомобилей, хотя и огромен, страдает от нехватки качественных дорогих автомобилей и наоборот, от избытка старых моделей, многие из которых многократно отремонтированы или чрезмерно изношены. Любые меры, предпринимаемые для ограничения продаж подобного старья пока не смогли полностью решить ситуацию.
Обременение, считающееся «нормальным»
Новости из США показывают, что тарифы Трампа имеют политическую цель: поддержать внутреннее производство. В Греции же нет отечественной автомобильной промышленности — есть лишь хроническая налоговая ментальность, которая рассматривает легковой автомобиль, как признак вины.
Трамп облагает налогами иностранцев, чтобы поддержать своих. Мы же на протяжении десятилетий облагаем налогами своих и заставляем их чувствовать себя виноватыми, когда они покупают автомобиль.
Но представьте, какие выгоды могло бы получить нынешнее правительство, если бы оно отменило «греческие пошлины» и привезло бы дешевые автомобили в страну? Если не считать бюджетных затрат, политическая выгода была бы огромной. Такой шаг обратился бы ко всем социальным слоям, оживил бы рынок, обновил бы автопарк и, прежде всего, изменил бы психологию граждан. Автомобиль перестал бы быть налоговым бременем и вновь занял бы свою роль как средство передвижения и повседневной жизни.
И что самое важное: с более мягкой налоговой политикой греческое государство могло бы резко увеличить свои доходы, поскольку рост продаж превысил бы снижение ставок. Текущая модель «наказания» блокирует рынок и удерживает Грецию на последнем месте в обновлении автопарка. Неслучайно средний возраст легковых автомобилей в Греции составляет 17,5 лет — это самый старый автопарк в Европейском союзе.
Читайте Афинские новости в Google News (нажать ‘Подписаться’)