Politico: Греция отклонила призыв прокурора ЕС принять меры против двух экс-министров после железнодорожной катастрофы

    Правительство Греции отклонило призыв европейского прокурора принять меры в связи с возможной уголовной ответственностью двух бывших министров транспорта после смертельного столкновения поездов, потрясшего страну в феврале прошлого года.

    Протестующие вышли на улицы в прошлом году после того, как 28 февраля, в самой страшной в стране железнодорожной катастрофе, погибли 57 человек — многие из них были студентами. Они возложили вину за лобовое столкновение грузового и пассажирского поездов в Темпи на севере страны на высшее руководство и коррупцию.

    Европейская прокуратура (EPPO) поддержала эти подозрения в прошлом месяце, предъявив обвинения 23 подозреваемым, в том числе 18 государственным служащим, в преступлениях, связанных с выполнением контрактов по дистанционному управлению движением и системам сигнализации в сети, софинансируемой ЕС.

    На прицеле у EPPO — еще более серьезные цели: два бывших министра

    В письме, направленном прокурором EPPO Попи Папандреу 2 июня греческим властям и попавшем в распоряжение POLITICO, она отметила, что в ходе расследования катастрофы «возникли подозрения относительно предполагаемых уголовных преступлений, совершенных бывшими членами греческого правительства».

    «Эти предполагаемые уголовные преступления касаются нарушения обязанностей, совершенного бывшим министром Христосом Спиртзисом, и растраты, совершенной бывшим министром Константиносом Караманлисом, — написала Папандреу в документе. — Мы просим вас принять собственные меры».

    Требование принять меры в отношении двух бывших министров основано на особенности греческого законодательства, согласно которому только парламент может проводить расследования по обвинениям в неправомерных действиях в отношении бывших министров. Однако греческое правительство похоронило дело с политической точки зрения, использовав свое парламентское большинство, чтобы отвергнуть необходимость создания следственного комитета.

    Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис первоначально обвинил в случившемся «трагическую человеческую ошибку», но был вынужден пойти на попятную после того, как его обвинили в попытке скрыть роль правительства.

    EPPO считает, что греческая конституционная причуда, согласно которой только парламент может возбуждать дела против министров, противоречит законодательству ЕС, и обратилась в Европейскую комиссию.

    «Именно комиссия должна следить за несоответствием национального законодательства законодательству ЕС, — заявила главный прокурор Европы Лаура Кодруца Кёвеси в интервью POLITICO, отвечая на вопрос о блокировке в Греции. — Комиссия знает о ситуации, она очень публична, но что они будут делать, я не могу комментировать».

     Politico: Греция отклонила призыв прокурора ЕС принять меры против двух экс-министров после железнодорожной катастрофы

    Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис первоначально возложил ответственность за инцидент на «трагическую человеческую ошибку» | Nick Paleologos/Sooc/AFP via Getty Images

    Ответственность министров

    После аварии Караманлис подал в отставку, заявив, что уходит «в знак уважения к памяти людей, погибших так несправедливо». На июньских национальных выборах он был переизбран в своем северном округе в Серресе от правящей партии «Новая демократия».

    Кристос Спиртзис, занимавший пост министра транспорта при предыдущем левом правительстве во главе с Сиризой, не был переизбран.

    Папандреу из EPPO написала, что передает дело Спиртзиса в связи с «преступлением, связанным с нарушением служебных обязанностей». Она дала более подробную информацию о Караманлисе, заявив, что передает его дело в связи с «преступлением растраты против финансовых интересов Европейского союза и греческого государства, ущерб от которого превышает, в общей сложности, 120 000 евро», в связи с ремонтом и модернизацией железнодорожных сигналов и стрелок.

    Материалы дела EPPO в отношении Спиртзиса и Караманлиса переданы в Верховный суд Греции, а оттуда — в греческий парламент. Затем парламент должен был решить, будет ли он создавать предварительный комитет по расследованию, чтобы выяснить, следует ли передавать дело в специальный суд.

    Верховный суд Греции направил материалы дела спикеру парламента Константиносу Тасуласу 29 июня, говорится в документе, с которым ознакомился POLITICO. В ноябре парламент рассматривал вопрос о создании предварительного следственного комитета в отношении бывших министров, включая Спиртзиса и Караманлиса. Левоцентристская партия ПАСОК ссылалась на выводы EPPO во время дебатов и поддержала эту идею. Однако в конечном итоге предложение было отклонено, а дело сдано в архив.

    Спиртзис сказал POLITICO, что лично он поддержал идею парламента о проведении предварительного расследования, чтобы отвергнуть обвинения в свой адрес и добавил, что просил, чтобы с ним обращались так же, как с любым другим гражданином Греции. Он добавил, что не должно быть срока давности из-за особого положения о министрах. «К сожалению «Новая демократия» не поддержала мою просьбу«, — отметил он. Выступая в парламенте в конце ноября, он сказал, что расследование докажет его невиновность и даст «окончательный ответ на попытку «Новой демократии» разложить политическую ответственность».

    Караманлис не ответил на просьбу о комментарии и сослался на речь, произнесенную им в ноябре

    Выступая в парламенте, Караманлис заявил, что выступает против предложения ПАСОК о создании следственного комитета. «Я немедленно подал в отставку и обнародовал свое заявление об отставке на обратном пути [из Темпи] и еще до прибытия в Афины, — сказал он. Это было продиктовано моей моралью и принципами. Я взял на себя объективную политическую ответственность не только за свой срок, но и за сроки всех моих предшественников. Это крайне редкое явление в политической морали нашей страны».

     Politico: Греция отклонила призыв прокурора ЕС принять меры против двух экс-министров после железнодорожной катастрофы

    Родственник жертвы крушения поезда 28 февраля во время акции протеста в Афинах в декабре 2023 года | Yannia Kolesidis/EFE via EPA

    Правительство Греции и офис спикера парламента не ответили на просьбы о комментарии.

    «Я бы не стал грузить овощи на греческую железную дорогу»

    В итоге парламент принял решение о создании более широкого парламентского расследования, чтобы «расследовать преступление в Темпи и все связанные с ним аспекты». Однако доверие к нему уже подорвано. Вместо того, чтобы сосредоточиться на крушении, расследование проходит через всю историю греческой железнодорожной системы за последние десятилетия, а правящее большинство «Новой демократии» отвергло предложения о межпартийном представительстве в кресле.

    Оппозиционные партии обвиняют правительство в сокрытии фактов, а на прошлой неделе семья машиниста поезда, погибшего в катастрофе, направила в комитет юридическое уведомление, обвинив представителя «Новой демократии» в комитете в «попытке переложить вину на погибшего машиниста, используя медицинские документы, создавая впечатления о медицинских проблемах, которые, якобы, сделали его непригодным к работе».

    «Так где же та попытка, которая откроет нам правду?» — спросила Мария Карыстиану, потерявшая в аварии 20-летнюю дочь, выступая на заседании в среду. «Когда я узнала, как работает железная дорога, я бы даже не стала грузить на нее овощи».

    Она настаивала на том, что должна давать показания в суде, а не в парламенте, жалуясь на то, что законодатели не обладают достаточной компетенцией для такого расследования. Протестуя против иммунитета, предоставленного Караманлису, как члену парламента, она обвинила его коллег в том, что у них нет «правового статуса», чтобы взяться за дело, которое лишило «жизни стольких молодых людей».

     

    Читайте Афинские новости в Google News (нажать ‘Подписаться’)
    Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *