Анализ ДНК показал, что античные греки использовали наемников из Северной Европы

Исследование древних ДНК показало, что античные греки использовали наемников из Северной Европы. Древние эллины время от времени использовали в своей армии наемников из очень отдаленных мест.

Войны и наемники играли важную роль в масштабном перемещении людей в классическом древнегреческом мире Средиземноморья. Вот что обнаружила международная междисциплинарная команда генетиков и других ученых, проанализировавших ДНК людей из греческих колоний на Сицилии.

Возглавляемая выдающимся исследователем Дэвидом Райхом из Гарвардской медицинской школы, группа ученых сделала соответствующую публикацию в журнале Национальной академии наук США (PNAS). В исследовании также принимали участие греческие ученые, в том числе коллега Райха Джозеф Лазаридис и профессор Иоаннис Стаматогианнопулос из Университета Вашингтона.

Ученые проанализировали геномы 54 человеческих скелетов, найденных, некоторых вместе с оружием, в массовых захоронениях в некрополях Гимеры (Имеры) и вокруг них.

Среди них были воины, проживавшие в  V в. до н.э., в возрасте 18-50 лет, сражавшиеся в армии греческой северосицилийской колонии Гимера (в победоносном для греков решающем сражении 480 г. до н.э. против карфагенян и их местных союзников), а также гражданские жители этого района и близлежащих поселений с коренным населением. Кроме того, для сравнения, были проанализированы геномы 96 современных людей из Италии, материковой Греции и Крита.

Анализ показал значительное присутствие в битве при Гимере наемников из северной и центральной Европы (даже из восточной Балтики в районе современной Литвы), степей и Кавказа, которые сражались на стороне греков и, вероятно, помогли переломить ход битвы в пользу последних.

Ученые подчеркнули, что сообщения о присутствии наемников из таких дальних по тем временам мест уже в начале 5 века до н.э. отсутствуют в исторических текстах, и этот вопрос до сих пор недооценивался историками и археологами. Именно поэтому, отметили они, необходимо, чтобы археолого-исторические исследования, касающиеся древнегреческого мира, постепенно дополнялись все большим количеством палеогенетических исследований, поскольку древняя ДНК может пролить новый свет на прошлое.

Исследователи пришли к выводу, что вооруженные конфликты функционировали, как важный механизм контакта между очень разными культурами, способствуя осмосу между ними и их ассимиляции в древнегреческом мире. Исследователи подчеркнули, что «наемники были одними из самых дальних путешественников греческого мира (возможно, в этом они соперничали только с рабами), сводя лицом к лицу людей с очень разным культурным и генетическим происхождением»:

«Помимо греческих колонистов и коренных народов, с которыми они там сталкивались, наемники были частью обмена культурой, идеями и, возможно, генами, который происходил в греческих городах первого тысячелетия до н.э., и в некоторых случаях они могли играть важную роль в обеспечении греческих военных побед».

Исследователи отметили, что полученные результаты дополняют картину, существовавшую до сих пор на основе археологических и исторических данных, поддерживая идею о том, что наемники в греческих армиях классического периода были инструментом культурных изменений и средством передачи генов в более широком районе Средиземноморья.

Хотя войны обычно рассматриваются, как разъединяющая сила, на самом деле — по мнению исследователей — они были дополнительным катализатором демографических изменений и межкультурных контактов, наряду с торговлей и колонизационными миграциями из материковой Греции в другие места, такие как южная Италия и Сицилия.

Гимера, или Имера по-гречески, была большим и важным древнегреческим городом, расположенным на северном побережье Сицилии в устье одноименной реки (современная Имера Сеттентрионале), между Панормом (современный Палермо) и Цефалоэдией (современный Чефалу), в коммуне Термини Имерезе.

Колония была основана ионийцами и дорийцами около 648 года до н.э., и, вероятно, в ней также жили коренные сицилийцы, этруски и др. Это было самое западное греческое поселение в северной Сицилии и место двух важных сражений (480 и 409 гг. до н.э.) между греками и карфагенянами. Во второй битве, в которой Имера сражалась без союзников, карфагеняне одержали верх, разрушив город.

Новое исследование подтвердило, что погибшие воины 409 года до н.э. имели очень похожую ДНК, и не было никаких свидетельств наличия наемников, что, вероятно, сыграло свою роль в поражении греческой колонии.

Оригинал публикации: Разнообразное генетическое происхождение греческой армии классического античного периода.

Читайте Афинские новости в Google News (нажать ‘Подписаться’)