Сделано на горе Афон

    Иеродьякон Ефрем собирает лаванду. Фото Ф. Аврамидис

    Монахи Афона занимаются не только молитвами, рисованием икон и созданием различных поделок для паломников. На Святой горе работает целая промышленность по созданию медицинских препаратов из натурального сырья.

    Настойка солодки для детоксикации и ускорения метаболизма из Скита Агиос Николаос. Восковая мазь из монастыря Святого Ксенофонта. Бальзам для губ с миндальным маслом и ароматом клубники от Скита Архангелов. Жемчужная ванна с календулой и медом при кожных заболеваниях из Святого Ватопедского монастыря. Эта и другая продукция Афона была представлена на выставке, прошедшей в Салониках.

    Когда в сентябре 2013 года в одном из залов дворца «Македония» открылась выставка изделий с горы Афон, Никос Карагианнакис и представить себе не мог, что последует через несколько месяцев.

    В 1995 году тогдашний 40-летний рекламщик впервые посетил Сад Богоматери. Общение с афонскими монахами, природа, паломнический туризм, дискуссии, проводимые в монастырях, повлияли на Никоса Карагианнакиса, и в 2010 году он издал журнал «Артион», 50% материалов которого было посвящено горе Афон. «Журнал издавался только для экспатриантов за рубежом. Они постоянно спрашивали нас, что производит Гора Афон и как мы можем отправить продукцию за границу. Так мы организовали в Салониках выставку с продукцией, произведенной  20% монастырей того времени», — рассказывает он. Выставка имела большой успех и даже была продлена. Один месяц в гостинице бизнесмена Ивана Саввидиса превратился в три, и вскоре после этого ярмарка товаров с горы Афон превратилась в одноименный магазин, расположенный в полуподвальном помещении за церковью Агия София в центре северной столицы.

    Сегодня бизнес г-на Карагианнакиса переехал в большой мультиплекс в Пилеа в Салониках и имеет филиал в центре города. Он начинал со 120 наименований, а сегодня у него 800 наименований продукции из афонских монастырей и монастырей по всей Греции, 60% из которых — это косметологическая продукция и созданая на основе лекарственных трав, пользующаяся большой популярностью у потребителей.

    Аналогичные товары появились на полках магазинов «Афонская Гестия» и «Монастирия», которые работают на территории Горы Афон, а магазины с афонской продукцией открываются и в Афинах. 

     Сделано на горе Афон

    Пионерство и организация

    Панагия покинула Иериссос на Халкидиках в 8.30 утра, и через несколько часов небольшая лодка, нагруженная паломниками, подплыла к святому монастырю Ватопеди. Монастырь, один из крупнейших на горе Афон, построенный на северо-восточной стороне полуострова, с историей, восходящей к IV веку, попал в глаз урагана в 2008 году в связи с делом об обмене землей с государством, а в 2017 году все участники были оправданы.

    Сегодня он считается пионером в организации и производстве монастырских средств по уходу за кожей, хотя монахи не любят термин «косметика» и предпочитают ссылаться на целебные свойства своих трав.

    Лаванда, календула, мелисса, луговик, осока, эхинацея, сидерит, тысячелистник, ромашка — всего двадцать ароматических растений и трав органически выращиваются монахами и сельскохозяйственными рабочими на 20-акровом поле, за которым наблюдает иеродиакон Ефрем, изучавший агрономию в Университете Аристотеля и следящий за посевами монастыря. Вместе с ним мы отправляемся в сушилку, куда поступают растения после сбора урожая, или на завод по производству экстракта. По его словам, экстракт, содержащий все целебные свойства, входит в состав монастырских шампуней, пенных ванн, кремов для лица, ароматического мыла и восковых мазей.

     Сделано на горе Афон

    Отец Мелитон режет на куски мыло ручной работы, которое окрашивается экстрактом зверобоя.

    Старый рецепт, новые технологии

    «Кажется, что это новое занятие, но на самом деле оно очень древнее», — говорит нам отец Арсениос в монастырской библиотеке. Монахи считают, что старинные рецепты, использовавшиеся монахами на протяжении их долгой истории, в сочетании с современными технологиями, позволяют создавать новые продукты с полезными свойствами. В течение восьми лет «Ватопаиди», в сотрудничестве с Университетом Витербо в Италии и греческими учеными, создала лабораторию для приготовления и разлива коммерческой продукции.

    «Идея развивать призвание монахов пришла от иностранцев, которые знали, что богатство знаний здесь не должно оставаться в библиотеках, а должно возвращаться в общество. Затем свою роль сыграло окружение горы Афон, земля, тот факт, что мы находимся вдали от всего, что загрязняет культуру. Поэтому они убедили нас заняться распространением всей этой информации», — отмечает отец Арсениос.

    Продукция монастыря продается под единым названием «Докимон», так как Гиппократ подписался под тем, что считал успешным, а ее распространение в аптеках и магазинах было поручено новой компании «Эвкосмия». Монахи заинтересованы в исследовании сочетаний трав, фармацевтические компании проявили интерес, и монастырь подготовил еще 300 акров земли для выращивания ароматических растений. Когда потребности возрастут, монастырь будет сотрудничать с производственными предприятиями за пределами Горы Афон, как это было с некоторыми пилотными продуктами. Вырученные средства, как нам сообщили, направляются на благотворительность и содержание монастыря.

     Сделано на горе Афон

    Гора Афон обладает плодородными почвами и нетронутой природой, что привлекает интерес фармацевтических компаний и осторожность некоторых монахов.

    Телемаркетинг и монашество

    Мы спрашиваем его, соответствует ли эта новая деятельность, распространяющаяся в монастырях на горе Афон и за ее пределами, целям монашества. «Я считаю, что все, что полезно для общества и не имеет в себе никаких форм нечестности или аморальности, безусловно, является последовательным и полезным. Если, наконец, ученые через старые рукописи, знания найдут средство от любой болезни, например, от псориаза, почему бы людям не взять это добро?».

    Очень быстро восковые мази получили «скамью подсудимых» в телемаркетинговых программах и передачах, появились потенциальные подражатели, а торговая марка «Гора Афон» бесконтрольно используется несколькими людьми, желающими продать свою продукцию, поскольку она не защищена институционально. «Для мази недостаточно, чтобы на ней было написано «Гора Афон», — говорит отец Мелитон из кельи Святого Георгия монастыря Кутлумусиу. «На многих продуктах написано «Гора Афон», но они не отсюда, нужно писать имя производителя, монастырь или келью, номер телефона».

     Сделано на горе Афон

    В магазине «Монастириака» в Карьесе на горе Афон.

    «Люди ищут экологически чистое»

    Родом с Крита, отец Мелитон работает с травами уже около двадцати лет и одним из первых на горе Афон начал делать восковые мази и мыло ручной работы в небольшой мастерской в подвале кельи, которую мы посещаем. По его словам, он держит свое производство в ограниченном объеме, пока он режет новую линию мыла с желтым цветом зверобоя, в количестве, которое он может сделать сам, используя свои собственные ресурсы. «Существует повышенный спрос, потому что большинство продуктов в мире производятся промышленным способом, содержат химикаты, а люди стремятся найти что-то более чистое и натуральное. Лаборатория, которая у меня есть, меня устраивает, я не думаю делать что-то большее».

    Производство продуктов — это одно из служений, то есть работа, которую отец Мелитон выполняет для обеспечения необходимого для выживания, гостеприимства паломников и содержания афонской кельи. Он не хочет, как он говорит нам, сотрудничать с более крупными производителями или компаниями, чего не хотят и отцы, живущие в келье Святого Николая и производящие масла, настойки, антивозрастные восковые мази и шафран Афонской горы. «Сделанное руками монаха  выходит из-под его контроля и неизвестно, где оно потом окажется», — сказали нам они, и, по их мнению, спрос, который сейчас испытывает общество, носит сезонный характер и имеет ограниченный  срок.

    Тонкая грань отделяет традиционное и особенное от коммерческого и массового. Однако похоже, что монастыри вкладывают время и ресурсы в производство продукции или ремесел, которые нужны обществу, и доказывают, что они не так далеки от обыденности, как мы можем себе представить. Затронет ли их старая новая деятельность души и интерес общества, покажет то, что лучше всего характеризует долгую историю Горы Афон: время.

    Читайте Афинские новости в Google News (нажать ‘Подписаться’)
    Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *