«Венера Милосская» возвращается на остров, хотя и в виде копии

    Знаменитая «Венера Милосская» вернулась на родной остров, правда, в виде копии оригинальной статуи, которая находится в парижском Лувре. Реплика была помещена рядом с местом, где статуя была якобы обнаружена в 1820 году, и по инициативе муниципалитета на острове в Эгейском море.

    Установка реплики, по-видимому, приурочена к трибьют-документальному фильму об Афродите де Милос под названием «В поисках Венеры», совместному производству Anemon, Cosmote TV и французской компании Yuzu Productions. 

    По случаю празднования 200-летия со дня открытия статуи и после выдачи соответствующих разрешений и надзора за процедурами со стороны Организации по управлению и развитию культурных ресурсов и Эфората древностей Киклад, а также финансирования создания и транспортировки статуи на остров компанией Imerys SA, съемки документального фильма уже начались, сообщили в муниципалитете Милоса.

    Документальный фильм «В поисках Венеры» расскажет об историческом событии, связанном с нахождением, транспортировкой и славой статуи, о том, как из всех древних шедевров Венера Милосская выделилась как вневременное и уникальное произведение искусства, позволившее миллионам посетителей восхищаться ею, как самой красивой женщиной в мире. 

    «Мы благодарим всех, кто поддержал эту цель со стороны муниципалитета, поддержал и укрепил наши усилия. В ожидании завершения и показа документального фильма, с гордостью за место, где мы живем, и с чувством долга сохранить и передать новому поколению нашу историю и культурное богатство, мы с неослабевающим интересом продолжаем реализацию наших целей!» Об этом говорится в сообщении муниципалитета Милоса.

    История о том, как статуя была украдена и год спустя оказалась в Лувре.

    Историки утверждают, что Венера Милосская была обнаружена 8 апреля 1820 года греческим фермером, в нише среди руин древнего города Милос. Этот древний город является нынешней деревней Трипити. Однако существует и другая версия…

     «Венера Милосская» возвращается на остров, хотя и в виде копии

    Афродита Милосская, более известная, как Венера Милосская, является одной из самых представительных статуй эллинистического периода греческой скульптуры и одной из самых известных скульптур Древней Греции.

    Созданная где-то между 130 г. до н.э. и 100 г. н.э., она олицетворяет Афродиту (называемую Венерой в римской мифологии), богиню любви и красоты.

    Статуя была найдена наполовину погребенной, состоящей из двух частей, 8 апреля 1820 года, когда фермер с острова Милос по имени Гиоргос (или Теодорос) Кентротас копал древние руины на своем поле, чтобы найти необходимые для фермы камни. Однако вместо обычных камней Кентротас нашел статую, которая оказалась одной из самых известных в мире — Венеру или Афродиту Милосскую.

    Неподалеку в том же районе французские военно-морские офицеры вели раскопки древних артефактов. Когда кирка греческого фермера ударилась о что-то необычное, и он выкопал кусок мраморной статуи, это заметили два французских моряка, участвовавших в раскопках. Кентротас почувствовал, что его открытие было ценным, и попытался снова покрыть кусок мраморной статуи грязью, опасаясь, что французы схватят его или заставят продать им за гораздо меньшие деньги, чем она того стоила.

    Однако фермер не обманул французов, и они собрались вокруг места его раскопок, призывая копать дальше. Кентротас подчинился и продолжал копать, пока не была обнаружена вся скульптура. Фрагменты ее были перенесены в овчарню Кентротаса, а французы уже начали общаться с консулами и послами еще в своих кабинетах в Константинополе и Смирне.

    Оливье Вутье: французский морской офицер, открывший Венеру Милосскую

    Оливье Вотье был французским военно-морским офицером, руководившим раскопками древностей на Милосе. Он изучал археологию, поэтому, когда он увидел потрясающую находку, то сообщил своим соотечественникам, что у него недостаточно денег, чтобы купить статую.

     «Венера Милосская» возвращается на остров, хотя и в виде копии

    Полковник Оливье Вотье. 

    Наряду с Венерой Милосской французы обнаружили два посвящения и цоколь с надписью имени скульптора. Однако пропавшие руки статуи не были найдены, и эскиз Вутье, сделанный на месте происшествия, показывает Венеру без рук.

    По одной из версий Кентротас нашел также и фрагменты рук вместе со статуей,  но после того, как их реконструировали, их сочли слишком «грубыми и неизящными». Современные искусствоведы считают, что это ничуть не означает, что руки не принадлежали Венере, скорее всего они были повреждены в течение веков. Как руки, так и оригинальный постамент были утеряны при перевозке статуи в Париж в 1820 году.

    По другой версии, статуя была случайно обнаружена на острове Милос в 1820 году одним греческим крестьянином. Вероятно не меньше двух тысячелетий провела она в подземном плену. Тот, кто ее туда поместил, очевидно, хотел спасти от угрожавшей беды. 

    С целью выгодно продать свою находку, греческий крестьянин до поры до времени спрятал античную богиню в загоне для коз. Здесь ее и увидел молодой французский офицер Дюмон-Дюрвиль. Образованный офицер, участник экспедиции на острова Греции, он сразу же оценил хорошо сохранившийся шедевр. Бесспорно, это была греческая богиня любви и красоты Венера. Тем более, что она держала в руке яблоко, врученное ей Парисом в известном споре трех богинь.

     «Венера Милосская» возвращается на остров, хотя и в виде копии

    Крестьянин запросил огромную цену за свою находку, но у Дюмон-Дюрвиля таких денег не оказалось. Однако он понимал подлинную ценность скульптуры и уговорил крестьянина не продавать Венеру, пока он не раздобудет нужную сумму. Офицеру пришлось отправиться к французскому консулу в Константинополь, чтобы уговорить того купить статую для французского музея.

    Возвратившись на Милос, Дюмон-Дюрвиль узнал, что статуя уже продана какому-то турецкому чиновнику и даже запакована в ящик. За огромную взятку Дюмон-Дюрвиль вновь перекупил Венеру. Ее срочно положили на носилки и повезли в порт, где швартовался французский корабль. Буквально сразу же турки хватились пропажи. В завязавшейся потасовке Венера несколько раз переходила от французов к туркам и обратно. Во время той схватки и пострадали мраморные руки богини. Корабль со статуей вынужден был срочно отплыть, а руки Венеры были оставлены в порту. Они не найдены и до сих пор.

    После открытия французы начали переговоры о закупочной цене статуи. Первоначально предложенная цена составляла 400 пиастров, известных в Греции в то время, как гроси (γρόσι), валюта, используемая Османской империей до 1844 года. Однако переговоры осложнились, так как в них вовлеклись другие стороны, что сделало мнение Кентротаса второстепенным. Османы и французский адмирал Жюль Дюмон д’Юрвиль вступили в переговоры, что привело к задержке передачи статуи во Францию.

    200 греков были убиты, пытаясь сохранить статую в Греции

    По словам греческого историка Димитриса Фотиадиса, островитяне узнали об открытии и сделке Кентротаса с французами, и отреагировали на это с оправданным гневом. Жители Милоса приняли меры, чтобы помешать французам погрузить Афродиту Милосскую на французский корабль. В завязавшейся перестрелке французские солдаты стреляли в разгневанных островитян и убили нескольких из них. Французам, наконец, удалось поставить статую на борт и отправиться в Пирей, но сотни жителей Милоса последовали за кораблем на своих небольших лодках.

    Когда французский корабль пришвартовался в порту Пирей, там же собрались островитяне Милоса и другие греки, которые были проинформированы о борьбе за сохранение статуи. На этот раз задача греков заключалась в том, чтобы не дать кораблю отправиться во Францию ​​и вернуть статую обратно.

    Фотиадис писал, что по крайней мере тысяча греков, находившихся в порту, столкнулась с экипажем французского корабля, а также с османскими солдатами, которые были посланы туда для защиты французов. Более 200 греков были убиты в бою, но статуя Афродиты Милосской отплыла во Францию ​​1 марта 1821 года, всего за двадцать дней до того, как современная Греция провозгласила свою независимость от Османской империи. Статуя была подарена королю Людовику XVIII. Позже король передал бесценную греческую статую Лувру.

    Какая из версий наиболее правдива, сложно сказать… Однако факт остается фактом, статуя по любому была украдена…

    В 1960 году комиссия турецких археологов представила Андре Мальро петицию с требованием вернуть Венеру Милосскую. Этот запрос был основан на отчете юриста Ахмеда Речима, который обвинил французов в краже статуи и заявил, что она принадлежит Османской империи. Мальро объявил идею «культурным шантажом» и отказался ее вернуть. Она до сих пор стоит на выставке в Лувре, что является немым свидетельством массового разграбления греческого искусства и артефактов на протяжении веков.

     «Венера Милосская» возвращается на остров, хотя и в виде копии

    Несколько интересных фактов(версий)

    По прибытии в Лувр французские исследователи античности начали превозносить Венеру Милосскую, как выдающийся образец скульптуры классической эпохи, созданный чуть ли не Праксителем, великим ваятелем середины IV века до н. э. Этой версии, однако, противоречила надпись на постаменте, найденном при статуе: «…андр, сын [М]енида, гражданин [Ант]иохии на Меандре, сделал [эту статую]». Город, о котором речь, основан в более поздний, эллинистический период, мастером мог быть известный скульптор Александр из Антиохии, живший во II веке до н. э. Сотрудники Лувра поспешили объявить постамент изготовленным впоследствии, надпись — не заслуживающей доверия, а вскоре и вовсе потеряли злополучную плиту, возможно, нарочно.

    Некоторые полагают, что скульптура изображает не Афродиту/Венеру, а Амфитриту — морскую богиню, которая была особенно почитаема на Милосе. Другие же и вовсе предполагают, что это статуя богини победы Виктории. Также идут споры о том, что у статуи изначально было в руках. Высказываются разные версии, что это могло быть копье или прялка с нитками. Существует даже версия, что это было яблоко, а статуя — Афродита, которая держит в руках награду, врученную ей Парисом, как прекраснейшей богине.

    Искусствоведы отмечают, что Венера Милосская имеет поразительное сходство с Афродитой или Венерой Капуанской, которая является римской копией греческой оригинальной статуи. Со времени создания Венеры Капуанской прошло не менее 170 лет прежде, чем Александрос создал Венеру Милосскую. Некоторые искусствоведы считают, что обе статуи фактически являются копиями более старого исходника.

    Искусствоведы 19-го века решили, что статуя Венеры является работой греческого скульптора Праксителя (она была очень похожей на его статуи). Это классифицировало ее, как принадлежащую к классической эпохе (480—323 до н. э.), творения которой ценились намного больше, чем скульптуры эллинистического периода. Чтобы поддержать эту версию, даже ценой дезинформации, постамент удалили прежде, чем скульптура была представлена королю. 

    Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.