РГО: почему появление российского парусного фрегата взбудоражило Грецию

    Российское географическое общество опубликовало материал о международной историко-просветительской экспедиции Русского географического общества «Пламя Чесмы. Греческий гамбит», которая проходила с 8 по 23 октября 2021 года на фрегате «Штандарт».

    Особый интерес со стороны греческих СМИ и общественности вызвала цель экспедиции: «поиск материальных следов присутствия русского флота на греческих островах в Эгейском море». Здесь, после разгрома Османского флота в Чесменском сражении в 1770 году, несколько лет существовала русская колония — так называемая Архипелагская губерния, фрагмент истории, который практически неизвестен в Греции (да и в России) практически никому.

    Русские Афины присутствовали на старте экспедиции, а данная публикация Николая Сумарокова «Эффект бабочки или почему появление российского парусного фрегата взбудоражило Грецию» на страницах Российского географического общества является в некоторой мере первым отчетом о самой экспедиции.

    500 миль «Штандарта»

    Инициаторы экспедиции — костромское отделение РГО и кинокомпания «Скайфёст». Проект поддержан Фондом президентских грантов и осуществляется в рамках перекрёстного Года России и Греции.

    Участники экспедиции вот уже несколько лет исследуют исторический маршрут похода Балтийского флота Российской империи в Восточное Средиземноморье в 1769–1774 годах. На дне у побережья греческих островов навсегда осталась часть русской эскадры. Причём речь идёт в основном не о военных потерях. Южное море и морские черви за несколько лет вывели из строя деревянные корабли, привыкшие к холодной Балтике. Обратно в Кронштадт они дойти уже не могли. Основная задача экспедиции состояла в том, чтобы по возможности идентифицировать останки кораблей и уточнить некоторые детали повседневности Архипелагской губернии.

     РГО: почему появление российского парусного фрегата взбудоражило Грецию

    Члены экспедиции во время шторма при переходе Наксос — Хиос.

    Маршрут экспедиции на фрегате «Штандарт» в общей сложности составил более 500 морских миль, причём не в самых благоприятных погодных условиях. Эгейское море осенью славится своей непредсказуемостью. Несколько суток при длительных переходах в открытом море экипаж экспедиции находился в жёстких штормовых условиях (до восьми баллов по шкале Бофорта), сопровождаемых грозами и ливнями. Стоит отметить, что фрегат «Штандарт» — это точная реплика корабля XVIII века. Он построен по судостроительным канонам того времени 22 года назад и приводится в движение ветром, парусами и крепкими руками матросов.

    Возвращение «Святого Януария»?

    В этом году погода сократила время подводных погружений у берегов острова Парос — первого пункта экспедиции. Тем не менее аквалангисты тщательно обследовали останки большого корабля, находящиеся на глубине восьми метров недалеко от берега. 

    — Мы нашли место, где был камбуз, по фактуре балласта (чугунные чушки) определили, что это действительно русский корабль, — говорит научный руководитель экспедиции, директор кинокомпании «Скайфёст» Алексей Никулин. — Какой именно — точно сказать сложно. Здесь было оставлено несколько кораблей. Самые большие из них — фрегат «Надежда Благополучия», бомбардирский «Гром», линейные корабли «Три святителя» и «Святой Януарий».

     РГО: почему появление российского парусного фрегата взбудоражило Грецию

    Во время погружения.

    Пока всё дело ограничилось лишь тщательным осмотром и видеофиксацией. Для проведения археологических изысканий необходимо специальное разрешение греческих властей, оно может быть получено в следующем году.

    Между тем Алексей Никулин полагает, что это может быть «Святой Януарий» (другое написание — «Святой Иануарий»), один из самых известных русских кораблей того времени. Свой вывод исследователь сделал на основании изучения большого массива документов, а теперь уже и натурных исследований.

    В 1769 году «Святой Януарий» был включён в состав Первой Архипелагской эскадры контр-адмирала Григория Спиридова. Принимал участие в высадке десанта у крепости Корон, затем находился во главе отряда, который вёл боевые действия в районе крепости Наварин. Позднее участвовал и в знаменитом Хиосском сражении. В 1774 году корабль встал на ремонт, однако работы не были завершены, и в 1775 году «Святой Януарий» был, по некоторым данным, продан на дрова. Но какова его реальная судьба, доподлинно неизвестно. Возможно, окончательную точку в этом вопросе поставят будущие археологические исследования.

    «Святослав»: ошибка или предательство?

    Пожалуй, ключевой задачей нынешней экспедиции стало подводное исследование останков самого большого линейного корабля, участвовавшего в греческой кампании. 6 сентября 1770 года «Святослав» сел на мель в семи морских милях от восточного побережья острова Лемнос. Происшествие коренным образом повлияло не только на ход войны, но и на будущее всего региона. Эта история чем-то напоминает знаменитый эффект бабочки, когда незначительное, казалось бы, событие приводит к цепи масштабных последствий.

    В ходе Хиосского сражения корабль был в арьергарде. А вот уже через неделю возглавил эскадру, направленную для блокады пролива Дарданеллы. План был дерзок, но, учитывая опыт Чесменского сражения и общий победный дух русских, не столь уж фантастичен. Контроль над Дарданеллами означал блокаду Константинополя. Отрезанный от снабжения, он становился предельно уязвимым. Взятие русскими столицы Османской империи меняло бы весь геополитический расклад на огромной территории от Каспия до Алжира.

     РГО: почему появление российского парусного фрегата взбудоражило Грецию

    Территория Османской империи. Фото: wikipedia.org/Atilim Gunes Baydin

    «Святослава» погубили не пушки неприятеля, которые яростно обстреливали эскадру у Дарданелл. Когда с ходу преодолеть пролив не удалось, русские корабли во главе со своим флагманом заняли «заранее подготовленные позиции» неподалёку. Но в какой-то момент «Святослав» самовольно покинул отряд и направился к острову Лемнос. Смысл манёвра был не вполне очевиден. Одна из версий — чтобы отбить у небольшого к тому времени отряда османов этот важный с тактической точки зрения плацдарм в полусотне километров от Дарданелл.

    Однако на подходе к Лемносу случилось загадочное ЧП. Опытный экипаж в семи милях от берега «проморгал» мель. Удар был настолько сильным, что корабль, налетев на подводный риф, получил большую пробоину. Другие корабли эскадры вышли на помощь.

     РГО: почему появление российского парусного фрегата взбудоражило Грецию

    Ночная гроза.

    Штормовая погода мешала спасательным работам, а волны буквально разбивали деревянный корабль. Так прошло несколько дней. Потом случился пожар. Было это роковой случайностью, диверсией или команда сама подожгла корабль, чтобы тот не достался неприятелю, — о том ходит масса версий до сих пор. Одно было ясно: потеряв «Святослав», русский флот лишился надежды взять Дарданеллы и Константинополь. И даже Лемнос — турки успели высадить на остров десант.

    Виновным в том, что корабль сел на мель, суд признал лоцмана — англичанина Гордона, который непосредственно подчинялся другому англичанину — капитану Роксбургу. Все они находились в подчинении третьего британца — контр-адмирала Эльфинстона, имевшего вымпел именно на «Святославе». Более того, по словам Алексея Никулина, именно Эльфинстон нашёл в Портсмуте Гордона, дал ему чин лейтенанта и взял лоцманом на флагманский корабль.

    Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *