Британские учёные разобрались в работе древнегреческого компьютера 2000-летней давности

Британские ученые впервые построили полную компьютерную модель антикитерского механизма, аналогового астрономического копьютера, который создали более 2000 лет назад в древней Греции. Они были шокированы.

Механизм был обнаружен в 1901 году греческими ныряльщиками за губками, которые наткнулись на останки корабля, предположительно затонувшего в первом веке до нашей эры. Это произошло около острова Антикитера в Средиземном море, поэтому устройство стали называть антикитерским.

От найденного 120 лет назад  астрономического прибора осталось мало деталей и много загадок. Раскрывать секреты работы устройства помогают новые технологии — компьютерная томография и цифровое моделирование. Новое исследование британских и греческих учёных помогло понять связь между механизмом и циклами движения планет на небосводе.

Моделирование механизма. Источник изображения: Tony Freeth

Томография и рентген выявили на деталях антикитерского механизма, как назвали найденный древний артефакт, две цифры с точной привязкой к двум планетам: Венере и Сатурну. Это длительность полного цикла движения этих планет по небосводу в определённых широтах — 462 года для Венеры и 442 года для Сатурна.

Один из самых больших сохранившихся фрагментов механизма представляет собой шестерню с 63 зубьями. Учёным удалось соотнести механизм воспроизведения 462-годичного цикла движения Венеры с этим фрагментом, и появилась надежда воссоздать потерянные детали для воспроизведения цикла движения остальных планет.

В центре расположена  Земля, а не Солнце

«Солнце, Луна и планеты предстают перед нами в одном из самых выдающихся достижений древних греков, — говорит руководитель научной группы профессор Тони Фрит.- Мы сумели впервые создать модель, которая учитывает все сведения о физическом объекте и соответствует тем научным описаниям, которые нанесены на сам механизм».

До этого ученые уже сумели воссоздать принцип работы задней части механизма, которая лучше сохранилась. Однако сложная система бронзовых передач за передней панелью оставалась загадкой до появления исследования экспертов UCL.

Как отмечает Guardian, работа древних астрономов значительно осложнялась их представлениями о том, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли, а не наоборот. Если бы они опирались на современные знания, что планеты Солнечной системы обращаются вокруг Солнца, посчитать траекторию движения основных небесных тел было бы намного проще.

В своей работе британские ученые также попытались ответить на вопрос о том, насколько корректные сведения выдавал «античный компьютер», однако точного ответа на этот вопрос дать не удалось. Авторы исследования в связи с этим отмечают: «Мы не считаем, что древние астрономы обладали способностью делать очень точные астрономические наблюдения».

Кроме того пока неясно, каким образом древнегреческие ученые смогли изготовить антикитерский механизм при помощи доступных тогда инструментов и материалов. Guardian пишет, что концентрические кольца, на которых в устройстве вращаются небесные тела, должны были работать при помощи вложенных друг в друга полых осей. Однако остается загадкой, как древние мастера сумели изготовить нечто подобное без высокоточного токарного станка, которые начали появляться только в 17 веке.

Почему тогда древние греки не сделали часы?

«Концентрические трубки в центре этого планетария — самое слабое место моей веры в древнегреческие технологии, да и в нашу модель тоже, — сказал британскому изданию один из авторов исследования Адам Войцик. — Сегодня мы бы применили токарный станок, но нельзя предполагать, что они могли использовать его для обработки металла».

До конца также неизвестно, для чего именно применялся антикитерский механизм — был ли он игрушкой, учебным пособием или имел какое-то иное предназначение. Кроме того ученые не понимают, почему это устройство является уникальным в своем роде.

«Странно, что не было обнаружено или выкопано ничего даже отдаленно похожего, — говорит Войцик. — Если у них были технологии, чтобы сделать антикитерский механизм, то почему же они не могли использовать эти технологии для производства других механизмов, таких, например, как часы?».

Профессор Кардиффского университета Майкл Эдмундс руководил с 2006-го года исследованием механизма. Он утверждает, что устройство было «просто экстраординарным, единственным и ни с чем не сравнимым». Он говорит, что астрономические расчеты, совершаемые древним механизмом, «совершенно верны и точны», и он «более ценный, чем Мона Лиза».

Либо мы еще многого не знаем о древних цивилизациях…

Известно, что теперь  ученые попытаются создать действующую механическую модель антикитерского механизма при помощи современных технологий и материалов. А затем — еще одну модель, но основываясь только на материалах и инструментах, которые были доступны древним грекам. Возможно после этого им удастся получить некоторые ответы на свои вопросы. Хотя скорее всего, результат приведет к еще большему числу вопросов.