Мировые державы соперничают за порты Греции

    Согласно заявлению посольства России в социальных сетях, на прошлой неделе в порт Пирей прибыл современный российский фрегат «Адмирал Касатонов», вместе с несколькими эскортными судами, с рабочим визитом. 

    Российский фрегат пришвартовался в греческом порту, который контролируется китайской государственной компанией, всего в 5 морских милях от греческой военно-морской базы.

    Это далеко не первый визит военных кораблей в порты Греции. Корабли США, Китая, Израиля и Франции регулярно заходят в Пирей в рамках своих миссий. Однако прибытие фрегата типа «Горшков» произошло в то время, когда порты Греции становятся геополитической и финансовой площадкой, вызывающей интерес у всех крупных держав. Компании из США, Китая и России, а также из Израиля, Италии и Германии нацелились на греческие порты, от Александруполиса на севере до Ираклиона на Крите и от Игуменицы и Астакоса на западе до Волос и Кавала на востоке и северо-востоке. США в настоящее время уже смог застолбить немалую долю в портах Игуменица, Кавала и, возможно, Волос, через частные американские компании, но при финансировании со стороны государственной организации — Международная финансовая корпорация развития США (DFC).

    Между тем китайская Cosco уже приобрела 51% Пирейского порта (OLP). Хотя он, кажется, сосредоточен на своей основной деятельности, обработке контейнеров, Пекин никогда не скрывал значение, которое он придает экономической дипломатии инициативы Нового Шелкового пути в попытке расширить свое влияние на Балканах и в Европе в целом.

    В Салониках две трети (67%) акций в настоящее время контролируются (после продажи на этой неделе Deutsche Invest Equity Partners, DIEP) компанией Belterra Investments, принадлежащей греко-российскому бизнесмену Ивану Саввидису. Восемь месяцев назад, о чем мало говорилось, была предпринята явная попытка со стороны США «отжать» порт у Саввидиса. Но, судя по всему, стороны пришли к соглашению. Согласно источникам, эта увертюра может означать джентльменское соглашение о портах северной Греции. Посол США Джеффри Пайетт посетил Управление порта Салоников (OLTH) всего через несколько дней после того, как руководитель проекта порта в государственном приватизационном фонде TAIPED был назначен исполнительным президентом OLTH. Во время встречи, которая состоялась после посещения объекта американским посланником, посольство США выступило с заявлением, в котором Пайетт поблагодарил OLTH «за помощь в прошлом, включая временную ротацию американских военных, и сказал, что надеется на формирование культуры прозрачности и сотрудничества в областях, представляющих взаимный интерес». Следующие несколько месяцев покажут, сможет ли сближение двух сторон развеять скептицизм США по поводу вступления группы Саввидиса в OLTH, или же оно может перерасти в партнерство, как полагают некоторые аналитики рынка.

    Две американские компании и OLTH также присматриваются к портам Александруполи и пирсу Филиппос II в Кавале. Источники в министерстве судоходства Греции, TAIPED и OLTH описывают участие OLTH в этих двух тендерах, как «оборонительный» шаг. Другими словами они говорят, что принимают участие только для того, чтобы гарантировать — если один из портов не попадет под контроль интересов США, он также не достанется их  конкурентам.

    Надежные источники не исключают, что OLTH будет приглашен американским консорциумом, который может выиграть тендер, чтобы взять на себя управленческую роль в американском тандеме, который может победить в вышеупомянутых тендерах.

    В порту Игуменица, где также проводится тендер, OLTH, похоже, придерживается другого курса. Согласно источникам, которые заявляют, что знают ее планы, у Savvidis Group двойная стратегия. С одной стороны она хочет, чтобы Салоники стали главным портом для обширного балканского региона. С другой стороны, хочет получить доступ к Адриатическому морю, который предлагает Игуменица, связанная с Салониками по шоссе Эгнатия. Однако есть и другие важные претенденты на Игуменицу, такие как Grimaldi Group, Attica Group, крупнейшая группа пассажирских перевозок Греции, альянс других греческих грузоотправителей и немецкая пассажирская судоходная компания со значительным присутствием в Адриатическом море.

    Тендеры на строительство Александруполиса, Игуменицы и пирса Philippos в Кавале все еще находятся на стадии предварительной оценки, которая, как ожидается, будет завершена в конце февраля. Затем начнется второй этап, который продлится несколько месяцев и завершится в конце этого года с подачей обязывающих предложений. «Никто не знает, что в конечном итоге произойдет в открытом тендере с самой высокой ценой», — отмечают официальные лица TAIPED.

    Эксперты в области дипломатии отмечают, что Греция следует многосторонней стратегии, отчасти продиктованной необходимостью в сильных альянсах, учитывая напряженность с Турцией, а также широко распространенным интересом к юго-востоку Средиземного моря, как к источнику больших запасов природного газа и энергетическому центру. Общее. Те же источники ссылаются на тот же подход, чтобы объяснить недавние трения с китайской Cosco в Пирее, поскольку она настаивает на расширении своей деятельности за счет контейнеров, против чего возражают США и несколько европейских правительств.

    В то же время правительство продвигает Соглашение о взаимном оборонном сотрудничестве (MDCA), посредством которого США обеспечат себе полный доступ ко всем стратегическим и военным ресурсам Греции, в т.ч.  базе в заливе Суда и Александруполи.

     Мировые державы соперничают за порты Греции

    Посол США в Греции Джеффри Пайетт  городе Александруполис, в октябре 2020 года встретился с заместителем регионального губернатора Эвроса Димитрисом Петровичем. 

    Здесь мы должны отметить, что Греция всегда, и особенно в последнее десятилетие, когда она продавала порты, как под давлением своих обязательств перед кредиторами страны, так и из-за необходимости серьезных инвестиций для модернизации инфраструктуры, вводила два основных фактора безопасности, т.е предохранительные клапаны в соглашения со всеми уже приватизированными или находящимися в процессе приватизации портами. С одной стороны для того, чтобы сдать их в аренду (всегда на определенный срок), требуются значительные обязательные инвестиции в инфраструктуру, чтобы максимизировать выгоду для экономики и гарантировать, что обращаются только качественные инвесторы. С другой стороны включая во все соглашения об аренде пункт, согласно которому можно отказать в доступе в порт любому судну, присутствие которого наносит ущерб национальным интересам и безопасности. В заключение она сохраняет миноритарный пакет акций в большинстве портов и заключает соглашения с акционерами, которые ограничивают возможности инвесторов в одностороннем порядке принимать важные бизнес-решения. Наконец, иностранные и греческие деловые операции в греческих портах в последние годы находились под постоянным пристальным вниманием греческих спецслужб.

    Израиль — еще один потенциальный игрок в геополитике греческих портов. Он поощряет переговоры между израильскими бизнес-группами (такими как, например, AMPA Capital и Israel Shipyards) с Грецией о возможном участии в тендерах, таких как тендер на Волос, выкуп других портов, таких, как Астакос в западной Греции и Элефсина недалеко от Афин, или союзы с американскими фирмами, такими как ONEX, которая контролирует верфь на Сиросе и претендует на верфь в Элевсине. Israel Shipyards сформировала консорциум с ONEX для постройки корветов. Потенциальными покупателями, помимо ВМС Греции, являются другие союзные страны.

    Порты Ираклион и Корфу, которые TAIPED сейчас готовит к сдаче в аренду на международных тендерах, являются отдельными случаями. Группа Grimaldi, владеющая местными Minoan Lines, очень заинтересована в Ираклионе, как и местные группы, работающие в туристическом и авиационном секторах. Интерес, проявленный операторами морских круизов в последнее время, похоже, заморожен, поскольку круизы больше всего пострадали от пандемии. Таким образом порт Корфу может быть недоступен в ближайшее время, так как им серьезно интересовались только круизные операторы.

    Ожидается, что порт Патры, когда он станет доступен для аренды, заинтересует группу пассажирских перевозок Attica, если она не сможет выиграть тендер на Игуменицу. Эти два порта считаются очень конкурентоспособными на пути к Адриатическому морю, и, согласно источникам в законодательстве, не предполагается, что они будут сданы в аренду одной и той же группе из соображений честной конкуренции.

    Порт Лаврио к юго-востоку от Афин также считается особым случаем. Чиновники TAIPED видят возможности для создания большой пристани для яхт, круизного терминала и внутренних пассажирских перевозок. Но есть также интерес со стороны компаний, которые хотят возродить международные маршруты: между Грецией и Турцией, Грецией и Сирией, и другими странами Средиземноморья. Турецкая компания — одна из них. Но имеется также интерес и со стороны России. Ходят слухи, что Россия интересовалась Лаврио, как портом захода ее флота. Это, конечно, сплетни, но тем не менее, они свидетельствует об интересе, который крупные державы проявляют к греческим портам, и о том внимании, с которым государство должно ориентироваться между конкурирующими интересами.

     

    Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *