Напряженность в районе Имии после столкновения греческих и турецких катеров береговой охраны

    По данным береговой охраны Греции, в среду утром греческий и турецкий катера береговой охраны столкнулись возле острова Имиа в Эгейском море, когда турецкое судно протаранило греческое, патрулирующее этот район.

    Недавно построенный греческий быстроходный катер типа Rafnar получил повреждения, согласно источникам, которые не указали их размер. Береговая охрана сообщила, что лодка действовала в территориальных водах Греции.

    В четверг береговая охрана Турции представила иную версию событий, утверждая, что две греческие рыбацкие лодки вошли в территориальные воды Турции недалеко от Кардака, так как острова известны по-турецки, и были оттеснены маневрированием четырьмя ее судами. Ожидается, что береговая охрана Греции объявит более подробную информацию в четверг.

    Греческий островок Имиа находится в спорной зоне, неподалеку от побережья Турции, и принадлежит Греции по итогам Лозаннского мирного договора. Вокруг острова неоднократно вспыхивали многочисленные конфликты, так как турецкая сторона высказывает массу претензий к Греции из-за территориальной принадлежности этого острова. 14 декабря 2019 года,  турецкий сторожевик попробовал атаковать греческое рыболовное судно. 

    Справка «Русских Афин»

    Конфликт, связанный с островом Имея и другими спорными островами Эгейского моря. Основные спорные вопросы

     Напряженность в районе Имии после столкновения греческих и турецких катеров береговой охраны

    6 морских миль: современная ширина территориальных вод. Белый цвет: международные воды.

     Напряженность в районе Имии после столкновения греческих и турецких катеров береговой охраны

    10 морских миль: национальное воздушное пространство, утвержденное Грецией

     Напряженность в районе Имии после столкновения греческих и турецких катеров береговой охраны

    12 морских миль: возможное будущее расширение в соответствии с международным правом

    Весь спектр спорных вопросов, касающихся Эгейского региона, можно разделить на несколько категорий:

      делимитация территориальных вод; обе стороны в настоящее время определяют их ширину, как 6 морских миль (11 км). Греция претендует на право продлить её до 12 морских миль на основе международного права. Турция, которая уже расширила свои территориальные воды до 12 миль, отрицает это право и угрожает Греции войной в случае односторонней попытки расширить полосу;
      делимитация национального воздушного пространства — Греция утверждает, что в настоящее время контролирует 10 миль, а Турция только 6 миль;
      делимитация исключительных экономических зон и зон экономической эксплуатации континентального шельфа;
      делимитация районов полетной информации (FIR) — право Греции осуществлять военные учения в воздухе в рамках международной части Эгейского моря, чему препятствуют противоречивые толкования правил районов полетной информации (FIR), установленных ИКАО;
      споры с уже демилитаризованным статусом, присвоенным некоторым греческим островам в Эгейском море;
      претензии Турции относительно так называемых «серых зон» неопределенного суверенитета над многочисленными незаселенными малыми островами, в первую очередь, статус острова Имиа/Кардак.

    В 1998 обе страны были близки к преодолению напряженности через осуществление ряда дипломатических мероприятий. Следующим шагом, в частности, стали действия Греции, направленные на облегчение вступления Турции в Европейский Союз. Однако и в 2010 году вопрос по-прежнему остался нерешенным.

    Морские и воздушные зоны влияния

    Целая группа вопросов Эгейского спора касается делимитации морских и воздушных зон влияния вокруг территорий обеих стран. Они связаны с географическими и историческими особенностями собственно Эгейского моря и расположения стран в его бассейне. Хотя длина материковой береговой линии Греции и Турции, омываемой водами Эгейского моря, примерно равная, все Эгейские острова, кроме Имброса и Тенедоса, принадлежат Греции. Вместе с тем ряд крупных островов (Лесбос, Хиос, Самос и острова архипелага Додеканес), принадлежащих Греции, расположены в непосредственной близости от материковых границ Турции. Это не позволяет Турции расширить ни морские, ни воздушные зоны влияния, поскольку они рассчитываются от ближайшей точки территории государства, также претендующего на это пространство. Любое возможное расширение этих зон обязательно в пропорциональном отношении принесёт больше выгоды Греции, чем Турции.

    Согласно распространенному мнению, Турция обеспокоена тем, что Греция, возможно, пытается расширить свои зоны влияния в такой степени, чтобы превратить Эгейское море фактически в «Греческое озеро». Кроме того Греция обеспокоена тем, что Турция может попытаться «занять половину Эгейского моря». То есть установить турецкую зону влияния до середины Эгейского моря, за пределами линии островов Лесбос, Хиос, Самос и островов Додеканес, превратив их таким образом в эксклавы, окруженные турецкими водами и отрезанные от основной части Греции.

    Территориальные воды

    Территориальные воды дают прибрежному государству полный контроль аэронавигации в воздушном пространстве и частичный контроль над судоходством, хотя иностранным кораблям (и гражданским, и военным), как правило, гарантируется мирный проход через них. Стандартная ширина территориальных вод, на которую претендуют страны, неуклонно росла на протяжении 20-го века: от 3 морских миль (5,6 км) в начале века до 6 морских миль (11 км) и сейчас 12 морских миль (22 км). Текущее значение закреплено в договорном праве согласно Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года (статья 3).

    В Эгейском море обе страны провозгласили территориальными водами полосу в 6 морских миль. Возможность расширения её до 12 миль вызвала озабоченность турецкой стороны по поводу возможного непропорционального увеличения пространства, контролируемого Грецией. Турция отказалась стать членом Конвенции и не считает себя связанным ею. Турция считает конвенцию res inter alios acta, то есть такой, которая должна была быть подписана между двумя сторонами спора.

    Греция присоединилась к Конвенции, заявив, что оставляет за собой право применять это правило и расширить свои территориальные воды до 12 миль в какой-то момент в будущем, хотя никогда не пыталась этого сделать. Греция считает, что 12-мильное расширение касается не только договорного права, но и обычного права, поскольку существует широкий консенсус в международном сообществе. Исходя из этого, Турция утверждает, что географические особенности Эгейского моря делают строгое использование 12-мильного правила незаконным по соображениям справедливости.

    Напряженность по поводу ширины полосы территориальных вод значительно возросла между странами в начале 1990-х годов, когда Конвенция ООН по морскому праву должна была вступить в силу. 9 июня 1995 года парламент Турции официально заявил, что односторонние действия со стороны Греции станут поводом для войны. Это заявление было осуждено Грецией, как нарушение Устава ООН, который запрещает «угрозы силой или её применением против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства».

    Национальное воздушное пространство

    Национальное воздушное пространство, как правило, определяется как воздушное пространство над сухопутной частью территории государства и прилегающими территориальными водами. Национальное воздушное пространство дает суверенному государству значительную степень контроля над внешним воздушным движением. Хотя гражданская авиация, как правило, допускается в национальное воздушное пространство по международным договорам, иностранные военные и другие типы иностранных государственных воздушных судов не имеют права свободного движения через национальное воздушное пространство другого государства.

    Делимитация национального воздушного пространства для Греции проведена в порядке исключения, поскольку его границы не совпадают с границей территориальных вод. Греция имеет 10 морских миль (19 км) воздушного пространства, в отличие от ныне закрепленных 6 миль территориальных вод. В 1974 году Турция отказалась признать внешние 4 мили воздушного пространства за Грецией, ссылаясь на Устав Международной организации гражданской авиации (ИКАО) от 1948 года. Он содержит обязательные определения, из которых следует, что обе зоны должны совпадать по размеру. В ответ Греция утверждает, что:

      греческая зона в 10 морских миль (19 км) официально зафиксирована 1931 году, до принятия Устава ИКАО. Она была признана всеми соседями Греции, включая и Турцию, в 1948 году;
      греческая зона в 10 морских миль также может интерпретироваться только, как частичное, избирательное применение значительно более широких прав, гарантированных морским правом, а именно, как часть 12-мильной зоны, равной как для воздушного пространства, так и для территориальных вод;
      ныне же греческие территориальные воды устанавливаются шириной 6-миль только через casus belli Турции.

    Конфликт из-за полетов турецких военных воздушных судов в национальном пространстве Греции привел к практике непрерывных тактических военных провокаций: турецкая сторона считает себя вправе осуществлять полеты во внешней 4-мильной полосе, в то время как греческие военные самолеты вынуждены перехватывать их. Эти «встречи» греческих и турецких самолетов приводят к опасным маневрам, которые уже неоднократно заканчивались человеческими жертвами с обеих сторон. В частности греческий летчик Николаос Сиалмас разбился вблизи острова Айос-Эфстратиос, перехватывая турецкий самолет F-16. Турецкий пилот Неил Эрдоган погиб, сбитый греческим самолетом Мираж-2000 в 1996 году. Костас Иликиас разбился после столкновения с турецким F-16 в районе острова Карпатос.

    Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *